Масштабные объекты будут строить с помощью конкурсов

10.10.2013 20:17:30

Федеральные власти планируют разрешить заказывать строительные работы стоимостью дороже 50 миллионов рублей без проведения конкурсов. Эксперты отмечают, что уже сейчас чиновники стараются обходиться без них.

Планируется, что с 2014 года государство начнет закупки по закону о Федеральной контрактной системе, сейчас чиновники готовят законодательные акты, описывающие процедуру закупок. До конца года должен быть утвержден список работ, товаров и услуг, которые госзаказчики обязаны закупать на электронных аукционах. На днях список обсуждался на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

На данный момент, электронные аукционы — основной способ размещения госзаказа: участники соревнуются только по цене.

Однако, закон разрешает и другие формы — например, конкурсы, где победитель определяется не только по цене заявки, но и по другим критериям, указанным заказчиком.

По словам юриста Фонда борьбы с коррупцией Андрея Мищенкова, конкурсы можно использовать для технически сложных опасных объектов. Фактически это большинство объектов капитального строительства, объясняет он: участки автомагистралей, развязки, эстакады, мосты.

Эксперты уточняют, что и после вступления в силу закона о ФКС электронные аукционы будут обязательными далеко не для всех строительных тендеров. На совещании у Шувалова решили, что через электронные аукционы должны размещаться заказы на строительные работы стоимостью до 50 миллионов рублей, рассказали два федеральных чиновника, участвовавших в обсуждении, а для крупных городов, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, — до 150 миллионов. Есть предложение от Федеральной антимонопольной службы устанавливать нижний предел в 150 миллионов не только для крупных городов, но и для крупных федеральных заказчиков.

Как сообщил официальный представитель Игоря Шувалова, принято решение сделать электронные аукционы обязательными для строительных тендеров стоимостью до 50 миллионов рублей и до 150 миллионов для крупных городов. Если заказ дороже, можно проводить конкурс.

Известно, что о конкурсах просили сами заказчики, объясняют участники совещания: на электронных аукционах компании демпинговали и потом ничего не строили — так в 2011 году провалилась программа строительства детских садов в Москве.

Эксперты отмечают, что главное — обеспечить строительство качественных и безопасных объектов, именно поэтому для более крупных заказов и нужны конкурсы, а к работам с более низкой стоимостью благодаря аукционам сможет получить доступ малый и средний бизнес.

Непонятно, чем различаются требования к безопасности объектов стоимостью до 50 миллионов и свыше 50 миллионов рублей, удивляется Анна Золотарева из Института Гайдара, если для более дешевого строительства возможно использование аукционов, они вполне применимы и к более дорогим объектам.

По мнению начальника управления ФАС Татьяны Демидовой, не факт, что все заказчики откажутся от аукционов в пользу конкурсов: у аукционов есть технологические преимущества, они облегчают процедуру самим заказчикам.

Как отмечает Мищенков, аукционы более объективны, на конкурсах выше роль субъективных факторов, соответственно, возрастают и риски коррупции.

«Я за конкурсы!» — говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: благодаря конкурсам можно хотя бы увидеть вменяемых исполнителей и поставщиков, иногда технические задания и конкурсная документация составляются при участии будущих участников конкурса. А на аукционах часто выигрывают неизвестные компании с липовыми банковскими гарантиями, сетует он. Предусмотреть более жесткие и конкретные требования на аукционах тоже трудно, продолжает собеседник: заказчика тогда можно обвинить в ограничении конкуренции, аукцион может быть оспорен.

Директор по развитию «Трансстрой» Павел Турбанов поддерживает это мнение и говорит, что когда компании подают заявки на конкурс, они обязаны предоставить расчеты — например, стоимость каких работ они готовы снизить и за счет чего, а на аукционах просто идет понижение стартовой цены.

«Непонятно, как можно ориентироваться только на снижение цены, когда речь идет о сложных инфраструктурных проектах», - заявил он.

 

Фото: http://top-tender.ucoz.ru/, http://dom.gostyam.sebastopol.ua/, http://mynewstile.ru/, http://www.far-msk.ru/, http://basik.ru/, http://lastnewsonline.com/

    Была ли полезна информация?
  • 1839
Автор: @Алексей Щербатых