Устройство пешеходных зон, или как в Санкт-Петербурге тратят миллионы на загрязнение дорог

22.05.2008 15:44:24

Вообще-то эта статья об устройстве газонов и пешеходных зон в городах. Точнее даже о трех типичных ошибках, которые допускаются при их строительстве. В результате безграмотного проектирования пешеходных зон мы получаем грязь на улицах и пылевые бури, лишние траты на строительство тротуаров, неэстетичный вид.

Причем самое обидное, что эти ошибки лежат на поверхности и их видит каждый житель. Тем не менее, те, кто ответствен за устройство тротуаров и газонов, упорно продолжают их делать, тратя лишние миллионы городских денег на, в буквальном смысле, создание грязи в городе.

В данной статье, на примере свежеотремонтированного и УЖЕ ГРЯЗНОГО И НЕУЮТНОГО Комендантского проспекта в Санкт-Петербурге мы покажем, что за те же деньги можно создать чистую и уютную пешеходно-парковочную зону.

Итак, в славном городе Санкт-Петербург есть славный Комендантский проспект. Проспект длинный и примыкает к одноименной станции метро. Вдоль него расположена очень плотная застройка, сам район считается не элитным, но в то же время и не дешевым.

В 2007 году на этом проспекте началось строительство пешеходно-парковочной  зоны. Касаться того, как проходило это строительство и в какие сроки оно осуществлялось, мы не будем, т.к. с учетом российских реалий это было сделано практически идеально - быстро и не очень грязно. То есть получается, что субподрядчик (строительная организация) выполнил заказанные работы на 5 баллов. А вот то, что было построено, заслуживает отдельного рассмотрения.

Цель данной статьи - показать, что при грамотном проектировании пешеходных зон мы можем получить нормальные улицы с зелеными зонами и местами для пешеходов, а не хаотичные и грязные асфальтированные куски. Причем стоимость строительства грамотно спроектированных, зеленых и чистых улиц, будет ниже, чем грязных, непродуманных улиц, которые мы имеем сейчас.

Итак, на Комендантском проспекте были построены парковочные зоны для машин, пешеходная часть, газоны. Строительство велось с двух сторон Комендантского проспекта. Газоны, парковки и пешеходные зоны строились в соответствии с проектом, который кто-то создал и кто-то утвердил. В строительство были вложены огромные деньги. В результате мы получили улицу, по которой невозможно гулять из-за грязи, постоянного движения машин по пешеходным тротуарам и парковки на них. Часть газонов разрушена машинами, которые по ним ездят, и грязь с этих газонов попадает на тротуары, в результате чего в дождливую погоду грязь расходится по асфальту, а в сухую начинаются пыльные бури.

Самое обидное, что исправить это на стадии строительства, можно не только бесплатно, но даже существенно сэкономив городской бюджет.

 

На фото мы видим, что по обеим сторонам от проспекта предусмотрены газоны, за ними парковки, за ними пешеходные тротуары. Рассмотрим ошибки, которые были допущены при проектировании:

ОШИБКА 1: парковочная зона отделена от дороги газоном.

Точнее это не одна ошибка, а сразу целый комплекс. Парковка машин отделяется от проспекта зеленой полосой. На парковке сделаны фигурные выступы и перегородки из газонов, сделаны большие заезды на парковку. Сделаны фигурные выступы и перегородки. Из-за этого строительство данной зоны становится гораздо дороже, мы получаем в 2 раза меньше парковочных мест и машины которые не поместились на парковке паркуются на тротуарах. Фигурные выступы из газонов мешают маневрам машин, в результате машины заезжают на парковки и разносят грязь, портят газон.

 

 

 

 

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ 1

Исправить данную ошибку просто. Парковочная зона строится вплотную к проспекту, отделяется от него невысокой оградой (около 1 метра высотой) и пешеходной полосой асфальта шириной около 1 метра, парковочная зона состоит из центральной полосы с односторонним движением, где может проехать одна машина, и двух полос по краям, где машины паркуются вертикально.

 

 

ЭКОНОМИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСЛЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБКИ 1

При строительстве парковочной зоны подобным образом мы получаем в 2 раза больше парковочных мест. Строительство подобной парковки обходится дешевле, т.к. нет фигурных выступов, больших заездов, сама зона получается уже, чем те, которые построены сейчас. Такую парковочную зону можно строить одновременно со строительством проспекта, что дает дополнительную экономию.

За счет большего количества парковочных мест будут помещаться все машины. Так как не будет фигурных выступов газона, то по нему не будут ездить машины и не будет разноситься грязь.

На узкой пешеходной полосе удобно строить места для остановок общественного транспорта. Причем данные места также должны строиться по проектам адаптированным к российским реалиям, но это тема для отдельной статьи. (Статья урны, лавки, ограды и остановки в Мегаполисе).

 

ОШИБКА 2: неправильный порядок расположения элементов пешеходной зоны.

 Что мы имеем после непродуманного строительства на Комендантском проспекте, которое уже завершилось? У нас есть:
1)      проспект
2)      газон
3)      парковки
4)      тротуар с машинами
5)      фигурные куски газонов
6)      дома

Теперь задумаемся, а для чего нужна пешеходная зона? Правильно, для того чтобы пешеходы там ходили и ГУЛЯЛИ. То есть не только с утра бежали на работу, а вечером с нее, но чтобы там можно было погулять с детьми, побегать с утра, прогуляться пожилым людям днем. Сейчас это абсолютно нереально и нужно идти в специально подготовленные места. Сейчас на тротуарах грязь и пыль, постоянно ездят машины (зачастую еще нагло сигналят), рядом парковки, шум от проспекта. И это все из-за всего лишь неправильного расположения элементов.

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ 2

Исправление данной ошибки элементарно. Располагаем элементы нашего проспекта правильно (см. рис 1 выше):
1)      проспект
2)      прямые без загогулин парковки
3)      прямые широкие газоны
4)      тротуар

На газонах ставим небольшую ограду, на них же сажаем сначала кусты (ближе к проспекту), потом деревья, засеиваем семенами живучей газонной травы.

Ограда может быть очень дешевой, а может быть фигурной и дорогой. Лично я склоняюсь к простым видам ограды более простым в замене и ремонте, а также более дешевым в изготовлении и установке. Модель правильной ограды выводится в статье Статья урны, лавки, ограды и остановки в Мегаполисе.

ЭКОНОМИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСЛЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБКИ 2

Данная схема расположения элементов позволяет получить тротуар, по которому можно не только быстро бежать из метро домой, но и приятно гулять или бегать по утрам. Можно просто посидеть вечером на лавочке, причем если лавочка правильной конструкции, то ее никогда не сломают и не запачкают сиденья (статью о модернизации городских лавок читайте в следующем номере), молодежь сможет покататься на роликах или скейте. Это становится возможным потому, что тротуар будет далеко от дороги, а правильная посадка кустов и деревьев, плюс небольшая ограда позволяют получить сильный шумопоглощающий эффект от проспекта. Подобный шумопоглашающий эффект давно известен и его широко используют при проектировании улиц в Европе. Также, за счет сильно увеличенной парковки, машинам будет хватать места и не будет нужды парковаться на тротуарах (которые к тому же будут огорожены). Никаких дополнительных затрат при этом не возникает. Дополнительно получается значительная денежная экономия за счет отсутствия фигурных элементов газона.

ОШИБКА 3: газоны и тротуары не огорожены и не защищены от заезда на них машин.

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ 3

Газоны и тротуары защищаются от проезда машин невысокими оградами. Причем в день сдачи газона или тротуара ограда должна уже стоять. Ограда неотделима от газона, иначе газон вместо источника воздуха и зелени, в течение пары недель, превращается в источник грязи и пыли. Ограда должна быть качественной и долговечной. Доступ к магазинам и прочим коммерческим и хозяйственным службам осуществляется либо с парковки пешком по тротуарам, либо с задней части дома. В экстренных случаях (например пожар) служебные машины могут легко проехать сквозь эту ограду, а потом ее можно восстановить. Причем в случае пожара отсутствие хаотично запаркованных машин вдоль дома облегчает работу пожарных и их доступ в дом.

 

ЭКОНОМИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСЛЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБКИ 3

Зеленые газоны и свободные тротуары позволяют сделать данную зону проживания гораздо более комфортной. Возможность прогуляться вечером по зеленому и свободному тротуару, пробежаться с утра, отсутствие на тротуаре грязи очень важны для большинства людей.

При этом опять-таки не нужно дополнительных вложений, а наоборот затраты уменьшаются, т.к. не нужно ежегодно восстанавливать газоны и заново высаживать на них траву. Устойчивое травяное покрытие полностью исключает распыление земли с газона в воздух.

ВЫВОД.

Итак, как мы видим, можно получить зеленые и чистые улицы и при этом еще и существенно снизить затраты на строительство пешехолно-парковочных зон. И для этого нужно всего лишь начать грамотно делать проекты организации пешеходной и парковочной зоны. С нашей точки зрения, проектирование пешеходных зон должно курироваться одним ответственным руководителем. Даже на такой мегаполис как Санкт-Петербург достаточно одного человека. Проектирование должно выполняться проектной организацией на конкурсной основе. После подготовки проекта, жители улицы, где будет строительство должны извещаться об этом через местные службы самоуправления и интернет. После получения всех замечаний и идей, которые возникли у жителей при рассмотрении проекта, куратор проекта поручает проектной организации его доработать и только после этого он должен идти в работу. Например, можно было сделать макет будущего Комендантского проспекта и поместить его на выходе в метро. А на нем написать электронный адрес, факс и почтовый адрес для высылки предложений по улучшению. Зачастую у жителей могут быть очень ценные предложения о модернизации, так как они очень хорошо представляют реалии своей местности.

Можно вообще для этого организовать центральный web-сайт в интернет, где у каждой улицы будет свой раздел, в котором можно вносить предложения по улучшению. Также на этих сайтах должны публиковаться планы работ и бюджеты этих работ.

Но, опять-таки это тема для отдельного обсуждения. мы затронем ее  в статье "Интернет на благо города, или размышления на тему электронного правительства", которую можно будет прочитать в следующем номере.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ УЖЕ ПОСТРОИЛИ?

В случаях, когда строительство уже завершено и допущены вышеперечисленные ошибки можно частично их исправить. Что можно исправить?

1)      Огородить ВСЕ газоны и пешеходные тротуары, газоны засеять травой, посадить кусты и деревья и только потом уже в траве высаживать цветы.
2)      Поручить ГИБДД штрафовать за парковку на тротуарах и эвакуировать транспорт из неположенных мест.
3)      Поставить невысокие ограды межу пешеходной зоной и проезжей частями
4)      Организовать грамотное озеленение. То есть нужно изучить, какие кустарники, деревья и трава будут хорошо расти в этом месте и сажать только их.

Этот комплекс мер позволит освободить тротуары от машин и сделать их чистыми. Вся грязь, которая есть на тротуарах появляется из неогороженных газонов, на которых не растет трава и по которым ездят машины.

Более подробно нужно думать в каждом конкретном случае. Вы можете присылать фотографии и описание ваших улиц в редакцию, и мы постараемся дать рекомендации.

Красота и чистота наших улиц в наших руках... и руках наших правителей. Жаль, что пока за наши деньги мы получаем грязные, не пригодные для прогулок улицы.

    Была ли полезна информация?
  • 4225
Автор: @