Летающая тарелка для «Зенита»

15.10.2008 16:18:39

В Петербурге сейчас одновременнореализуется 16 крупных проектов, имеющих статус стратегических. В их числестроительство нового стадиона на Крестовском острове, осуществляемое городом совместнос «Газпромом» — крупнейшей российской топливной компанией.

«Газпром», как известно, имеетинтересы в Петербурге не только и не столько в спортивной сфере, но и в рядедругих отраслей, связанных с модернизацией теплоснабжения городских районов,газификацией пригородов, строительством бизнес- и административных центров, обеспечением,наконец, поставок газа. Тем не менее, строительство нового стадиона наКрестовском для любимой петербуржцами команды «Зенит» — это важный для газовогомонополиста имиджевый проект. Тем более что «Газпром» — главный спонсор иглавный акционер «Зенита».

В конце прошлого года губернаторВалентина Матвиенко и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллерознакомились с ходом строительства нового футбольного стадиона на Крестовскомострове.

К настоящему времени на строительнойплощадке проводятся подготовительные работы. Кроме того, сооружается причал дляподвоза крупномасштабных конструкций, закупается оборудование. Предполагается,что строительство будет завершено в 2009 году.

На стройплощадкеполным ходом идут работы с бетоном. Для этого здесь пущен в эксплуатациювременный бетонный завод проектной мощностью 100 м3 бетона в час.На сегодняшний день на территории арены уже пробурено на глубину 25–27 м и залито4,5 тыс. свай из необходимых 11 тысяч.

Начался,как мы уже сказали, еще один важный этап — монтаж причала длиною 200 м. Суда типа «Волго-Балт»будут доставлять сюда строительные материалы и металлоконструкции для новойарены.

Вместе с тем, по словамвице-губернатора Александра Вахмистрова, на стройке есть две серьезныепроблемы. Это трудности с доставкой стройматериалов через Крестовский остров и растущиецены на них. С первой проблемой строители справятся благодаря причалу — всегрузы будут доставляться по воде. А рост цен, по расчетам городских чиновников,не должен сказаться на стоимости стадиона, которая составляет около 6,7 млрдруб., что и прописано в контракте со строителями.

Кроме того, как заверилвице-губернатор, после окончания строительства стадиона на Крестовском островебудут починены все дороги, которые сейчас подвергаются серьезной нагрузке.

Что касается самого проектастадиона, то он изменился, хотя и очень незначительно. В частности, по просьбекоманды «Зенит» были увеличены площади раздевалок и помещений для тренеров. В итогеплощадь подтрибунных помещений стадиона составит 157 тыс. м2.

Стадион для ФК «Зенит»сооружается по проекту всемирно известно архитектора Кисё Курокава, которыйстал победителем объявленного в свое время городом конкурса. К сожалению,великий архитектор не увидит своего детища, поскольку не так давно скончался. Кстати,во время работы над проектом господин Курокава баллотировался на пост мэраТокио.

По условиямтехнического задания новый футбольный стадион должен соответствоватьтребованиям международной футбольной ассоциации FIFA. Стадион был спроектировандля проведения международных кубковых турниров, планируемая вместимость 62 тыс.зрителей, полезная площадь — 185 тыс. м2.

Проектспортивной арены, возводимой вместо бывшего стадиона им. Кирова, разработан архитектурнымбюро «Kisho Kurokawa Achitect & Associates»,которое основано в 1962 году. В компании работает около 60 человек. Онапринимала участие в 38 национальных и международных конкурсах, причем в 34 изних заняла первые места. По проектам Курокавы построено более 80 объектов в мире.В том числе 2 стадиона в Японии, международный аэропорт в Казахстане,японско-германский центр в Берлине, международный аэропорт в Малайзии и новоекрыло музея ван Гога в Амстердаме.

Курокававыполнил одно из главных требований конкурса — стоимость сооружения стадиона недолжна превышать 250 млн $. В то время как один из конкурентов Курокавы по конкурсуархитектор Сергей Шмаков считает, что в эту сумму уложится трудно, если неневозможно. Стоимость одного места на стадионе по проекту Курокавы составит 3600$, тогда как на аналогичные проекты в других странах на одно место затрачивается6500–11 000 $. Увидим, сбудется ли на этот раз поговорка о том, что скупойплатит дважды.

Напомним,снесенный стадион им. Кирова был спроектирован известным советским архитекторомАлександром Никольским. Старый стадион был знаменит как памятник ушедшей эпохи,и у него было немало защитников, в том числе и в архитектурных кругах. Ностадион, идя навстречу пожеланиям Смольного и «Газпрома», исключили из списковпамятников федерального значения, лишив его таким образом всякой защиты.

Кстати,сам Кисё Курокава называл работу Никольского «шедевром советской эпохи» и сожалело том, что городские власти не ставили задачу о его сохранения. От предшествующегообъекта удалось сохранить только насыпной холм и подходы к стадиону.

Еще одна интересная подробностьнового проекта: стадион будет оборудован... пивопроводом. Правда, возможно, потечетпо нему не пиво, а морс, квас или минеральная вода...

Несмотряна то, что проект японского архитектора победил и понравился ВалентинеМатвиенко (может, потому и победил?), у него сразу нашлись критики. По словамгенерального проектировщика ООО «АВАНТ» Александра Коханова, его расхождения с проектомКурокавы в нюансах. И японский архитектор с ними, что интересно, согласился.Нюансы связаны с тем, что зарубежный зодчий не учел некоторые существенныетехнические аспекты: резервное электроснабжение; отвод влаги с крыши; повышенныенагрузки на здание, связанные с тем, что «болельщики болеют ритмично» (резонансво много раз увеличивает нагрузку на несущие опоры). В связи с этим московскиеспециалисты должны были внести в проект изменения, добавить некоторые элементы.

Крометого, после «остекления», не указанного в конкурсном макете, «летающая тарелка»(как называют строящийся стадион за внешнее сходство) заметно потяжелела. Многопретензий было и в связи с тем, что экспертам не было предъявлено решениетранспортной проблемы при эксплуатации объекта. Проект не был обеспечен транспортнойинфраструктурой, понадобилась его доработка.

Было решено, что будет построенпешеходный мост, который свяжет северо-приморскую часть города с Крестовскимостровом. Футбольные болельщики смогут оставить свои машины на парковке на другойстороне Невы и попасть на стадион, перейдя мост. В остальном планируетсяопираться на уже сложившуюся транспортную инфраструктуру — метро, два моста,один из которых сейчас находится на реконструкции. Рядом со стадионом пройдет находящийсясейчас в процессе сооружения Западный скоростной диаметр.

Дляобеспечения электроэнергией нового футбольного стадиона будет построенаотдельная подстанция. Ее планируемая мощность 120 МВт, собственно дляэнергообеспечения стадиона потребуется около 15–20 МВт. Таким образом, по словамспециалистов из Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, у подстанциибудет резервная мощность для энергообеспечения других сооружений на Крестовскомострове.

По мысли Кисё Курокавы, новыйфутбольный стадион будет обладать раздвижной крышей, изготовленной изпрозрачного пластика. Конструкция крыши будет раздвигаться и складываться, как японскийвеер. Она будет создана из нового материала ETFE, срок годности 17 лет. Этотматериал уже прошел проверку при строительстве одногоиз немецких футбольных стадионов. При возведении спортивной арены в Петербургепластик будет снабжен специальным покрытием для большей долговечности, срокэксплуатации крыши петербургского стадиона планируется увеличить до 35 лет.

Больше всего споров и дискуссий вызвалозадуманное автором проекта сооружение выдвижной арены. Скептики считают, что дляусловий петербургского климата она не подходит. По требованиюFIFA, футбольное поле должно быть с естественным травяным покрытием, а трава,как известно, время от времени должна нежиться под солнышком и проветриватьсяна открытом воздухе, что для расположения Петербурга весьма затруднительно, унас слишком мало солнечных дней.

Существуют сведения о том, что Курокаваотказался от строительства выдвижного поля на новом футбольном стадионе. И нетолько из-за малого числа солнечных дней в Северной столице, но и изсоображений экономии. Выдвижное поле ст?ит 6 млн $, и само его выдвижениеобошлось бы в копеечку — до 50 тыс. $ за один солнечный сеанс. Курокавапредложил разделить все поле на модули по 2 м2, которые можно было бы вывозитьнаружу.

В своюочередь главный архитектор города, председатель КГА Александр Викторовпредложил изыскать возможность искусственного освещения поля. Он также высказалпредположение о возможной сертификации искусственного покрытия поляспециалистами FIFA.

Право заключения контракта на выполнениеработ по разборке конструкций стадиона было получено ООО «Мосстройтрансгаз».

Генеральный подрядчик строительства новогостадиона — ООО «Авант».

Генеральный проектировщик — Центральный научно-исследовательский институтстроительных конструкций им. Кучеренко.

Инвестор — ООО «Газпромнефть».


    Была ли полезна информация?
  • 3057
Автор: @